Костял Надежда Евгеньевна, воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"

Программа дополнительного образования детей «Приглашение к творчеству» (пластилинография)

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитие творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Цель программы: Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.

 

 

Задачи программы:

Образовательные:

- Создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо, создавать при этом выразительные образы (мячики, яблоки и т.д.);

- Развить у детей умение прикреплять готовую форму на плоскость, путем равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивающие:

-  Учить синхронизировать работу обеих рук, соизмерять нажим на комок пластилина;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать координацию работы глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук);

- Формировать и развивать навыки ручного труда;

- Развивать эстетическое и образное восприятие.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности;

- Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином;

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

- Воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира.

Ожидаемые результаты освоения программы:

К концу года дети:

- Реализуют познавательную активность. Весь материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы «Пластилинография» проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.


Перспективный план работы с детьми

Месяц и

номер занятия

Тема и задачи занятия

Сентябрь

1

«Травка на лужайке»

Ознакомить детей с техникой пластилинографии.  Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки, учить работать по трафарету. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

2

«Цветочек»

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, из нее скатывать улитку, работать по трафарету. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

3

«Солнышко лучистое»

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, из нее скатывать улитку, делить колбаску на мелкие и крупные части при помощи стека, работать по трафарету. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

4.

«Яблоки поспели»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Рисование яблока путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Учиться не выходить за контур рисунка. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе

5.

«Ягоды рябины»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить придавать жгутикам овальную форму (изображать листочки). Учить приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно

6.

«Гроздь винограда»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Рисование листиков путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Закреплять приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно

7.

«Мухомор»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Рисование гриба путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Научиться не выходить за контур рисунка. Закреплять приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики.

8

«Цветик-семицветик»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Закреплять приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики.

Октябрь

1-2

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. Закреплять приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики

3-4

«Осеннее дерево»

Формировать у детей понятие «растительный мир». Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

5-6

«Божья коровка, улети на небо»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Рисование картины путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Научиться не выходить за контур рисунка.

7-8

«Ежик с грибами»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал (листья). Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, изображая иголки; наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.  Развивать детское творчество, дополняя различными элементами

Ноябрь

1-2

«Символ России»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Рисование элементов каартины путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Научиться не выходить за контур рисунка

3-4

«Флаг России»

Закреплять знания о флаге. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.

5

«Клубника»

Продолжать закреплять знания о пользе ягод для здоровья. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики. Учиться не выходить за контур рисунка

6.

«Гроздь винограда»

Повторить знания о пользе витаминов. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, для изображения ягод.

7-8

«Мой дом»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Рисование элементов картины путём отщипывания и скатывания шариков разного размера, приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно. Учиться не выходить за контур рисунка

Декабрь

1

«Снежинка»

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина

2-3

«Снегирь»

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

 Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

4-5

«Игрушка новогодняя»

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

6-7

«Елка новогодняя огоньками светится»

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук

Январь

1-2

«Чайный сервиз»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

3-4

«Домашние животные»

Воспитывать интерес к живой природе. Обобщить представления детей о домашних животных. Разобрать особенности внешнего вида. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук.

5-6

«Дикие животные»

Обобщить представления детей о разнообразии животного мира. Разобрать особенности внешнего вида. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1-2

«Животные Юга»

Обобщить представления детей о животных Юга. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

3-4

«Украсим рукавичку»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Рисование элементов картины путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Научиться не выходить за контур рисунка

5-6

«Флаг ЕАО»

Рисование элементов картины путём отщипывания и скатывания шариков одинакового размера, приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно. Учиться не выходить за контур рисунка

7-8

«Галстук для папы»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

Март

1-2

«Украшения для мамы»

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

3-4

«Матрешка»

Рисование элементов картины путём отщипывания и скатывания шариков разного размера, приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно. Учиться не выходить за контур рисунка

5-6

«Курочка с цыплятками»

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, из нее скатывать улитку, делить колбаску на мелкие и крупные части при помощи стека, работать по трафарету. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

7-8

«Кактус в горшке»

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

Апрель

1-2

«Паровоз»

Рисование элементов картины путём отщипывания и скатывания шариков одинакового размера, приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно. Учиться не выходить за контур рисунка

3-4

«Космический корабль»

Рисование элементов картины путём отщипывания и скатывания шариков одинакового размера, приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части,  развивать чувства ритма, воспитывать желание работать самостоятельно.

5-6

«Мир похож на цветной луг»

(коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовое восприятие

7-8

«Красна - Весна идет, весне дорогу»

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

Май

1

«Праздничный салют»

Провести беседу с детьми о Дне Победы. Предложить выполнить в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин

3-4

«Подводный мир»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

4-5

«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

6-7

«Здравствуй, лето»

Продолжить знакомство детей с миром природы. Развивать творческие способности и самостоятельность в придумывании и осуществлении сюжета картины. Закрепить навыки полученные в течение года в технике пластилинографии. Стимулировать активную работу пальцев рук.

 

 

 

 

18 января 2021 в 05:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.