Костял Надежда Евгеньевна, воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"

Как научить ребёнка слову «Нельзя»?

Вocпитывая ребенка, с одной стороны, всячески поощряя его любознательность, родители невольно начинают с ней бороться, если она становится чрезмерной. Прививая интерес к игрушкам, различным предметам, родители требуют от малыша, чтобы он уступал их сверстникам, делился им, не отнимал у других то, что ему понравилось.

 

Точно также взрослые поддерживают самостоятельность малыша, и в то же время во многих случаях вынуждены ограничивать ее. Иногда это делается без учета особенностей детской психологии, и ребенку такие требования взрослых могут показаться противоречивыми. Почему одно можно, а другое нельзя?

 

Детям второго и третьего года жизни мало посмотреть на заинтересовавший его предмет. Они должны его пощупать, потрогать, попробовать на вкус. Малыши в этом возрасте довольно подвижные, ловкие, умелые, они могут легко забраться на стул, стол, на подоконник, чтобы добраться до того предмета, которые их заинтересовал.

 

Не стоит относиться к этому, как к проявлению шалости, озорства или непослушания. Чтобы избежать запретов, вызывающих конфликты с ребенком, направьте свои силы на то, чтобы по возможности эти запреты предупреждать. Для этого, прежде всего, уберите с глаз долой те предметы, которые могут быть опасны для ребенка, и то, что он никогда не должен трогать.

 

Чрезмерная подвижность малышей почти всегда связана с неприятностями. Если создать малышу необходимые условия, больше времени проводить на свежем воздухе, играя в подвижные игры, то сил на исследование квартиры у него просто не останется.

 

Если вы опасаетесь, что ваш ребенок в ваше отсутствие может забраться, куда не следует, уберите все предметы, которые могут привлечь его внимание, а также те предметы, с помощью которых он может осуществить задуманное (стулья, скамейки).

 

Следите за своим поведением, не провоцируйте малыша. Если взрослый ставит ребенка на подоконник, чтобы он посмотрел, что происходит на улице, не удивляйтесь, если малыш захочет сделать то же самое в ваше отсутствие. Не давайте для игр дорогие или сложные предметы (часы и т.п.). Потом малыш обязательно захочет снова ими поиграть.

 

Послушание достигается тем, что, воспитывая ребенка, его учат элементарным правилам поведения. Выполняя требования взрослых, дети запоминает некоторые из них и руководствуется ими в своем поведении. Например, надо мыть руки перед едой, не брать еду с тарелки руками, после обеда надо спать и т.д.

 

Именно взрослые воспитанием в семье учат ребенка понимать слова «надо» и «нельзя». Однако не надо забывать, что поведение ребенка в раннем возрасте в значительной мере определяется его чувствами и желаниями. Иногда малышу трудно воздержаться от того, что ему хочется сделать. Если взрослые злоупотребляют запретами, малыш не в состоянии подчиняться, потому что он не запоминает что можно делать, а чего нельзя.

 

Если же круг запрещенного ограничен тем, что на самом деле недопустимо: трогать краны у газовой плиты, драться, отнимать игрушки, то ребенку проще ориентироваться в происходящем, ему легче усвоить и придерживаться ваших требований.

 

Главное правило для взрослых в воспитании детей – если вы что-то запретили, оставайтесь непреклонными. В противном случае у вашего малыша появится повод для капризов.

 

Очень важно, чтобы в семье воспитание ребенка проводилось по единым принципам. Если один из членов семьи что-то запретил, то и другие тоже должны его в этом поддержать. Если же кто-то разрешает нарушать запреты, то ребенок будет обязательно этим пользоваться. При этом, естественно, не обойтись без слез и взаимного неудовольствия.

 

Потребовав что-либо от ребенка, непременно проследите, выполнил ли он ваше требование. Только в этом случае у него войдет в привычку считаться с вашими требованиями и выполнять их.

 

Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких, или от того, кто эти требования предъявляет.

14 января 2020 в 15:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.