Костял Надежда Евгеньевна, воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"
Картотека дидактических игр по поликультурному воспитанию дошкольников
1. «Наши соседи» Цель: Формировать знания о народах, живущих на Дальнем Востоке; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей. Ход игры: Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо и государственный флаг), соответствующие определенной национальности. Материалы: пирамида, состоящая из 4 граней и набор картинок с изображением элементов культуры народов нашего города (национальный костюм, национальная кухня, народный орнамент и государственный флаг). 2. «Путешествие по сказкам» Цель: Закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках. Ход игры: При помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки, Буратино, Петрушки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку. Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка (Буратино, Петрушка), фишки. 3. «Угадай, откуда я приехал» Цель: закрепить знания детей о разных народах. Ход игры: в группе поочередно появляются дети в народных костюмах и рассказывают о различных странах, республиках. Остальные ребята должны угадать, откуда приехали гости. В зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами. 4. «Кто знает больше "волшебных" слов по…» Цель: Закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения. Ход игры: Передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по - русски, второй – по – татарски и т.д. 5. «Магазин одежды» Цель: Систематизировать знания детей о национальном костюме и его элементах; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре. Ход игры: Дети - покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей - продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются. Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.
6. «Вещи заблудились» Цель: Закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом. Ход игры: детям предлагается соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент. Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов. 7. «Чей орнамент?» Цель: Назвать элементы национального орнамента. Ход игры: По указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на маленькой карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке. Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов. 8. «Музей народных игрушек» Цель: Систематизировать знания детей о русских народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество. Ход игры: Исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившемся народном промысле, поясняя, чем именно она ему понравилась. Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, Елецкие кружева, валенки. 9. «Собери предмет» Цель: Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур из частей; систематизировать знания детей о русских народных промыслах. Ход игры: Воспитатель предлагает в помнить, какие русские народные промыслы они знают и собрать предмет из частей, лежащих в конвертах. Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, кружева, валенки. 10. «Чей дом?» Цель: Показать детям многообразие материальной культуры разных народов на основе их жилищ; развивать познавательный интерес. Ход игры: Воспитатель предлагает соотнести карточку с изображением жилища с карточкой с изображением человека в национальном костюме. Материалы: два вида карточек: с изображением жилищ (изба, хата, юрта и т.д.) и людей в национальных одеждах (русский, украинец, казах и т. д.). 11. «Театр народного костюма» Цель: Закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности. Ход игры: Дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют. Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения музыкальное сопровождение.
12. «Сказка - загадка» Цель: Закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми. Ход игры: Ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя. Материалы: конверты с картинками с изображениями персонажей сказок русского, народов Крайнего Севера (Нанайцы, эвенки, чукчи. 13. «Найди пару» Цель: Закреплять знания детей о костюмах разных народов; развивать наблюдательность, внимание, память. Ход игры: Дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах. Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах. 14. Игра «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…» Цель: Обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья по следующим разделам: «Название страны», «Географическое положение», «Музыкальные произведения», «Национальный танец», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальный костюм», «Литература», «Достопримечательности». Ход игры: Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек. Дети выбирают карточку с названием страны и во время движения по секторам ориентируются на свою карточку. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, то необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Украина» — значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа). На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов ближнего зарубежья. Материал: Вырезанный из картона круг, разделенный на 9 секторов. В каждом секторе картинка, обозначающая характерные особенности разных народов («мальчик, читающий книгу», «музыкальный инструмент», «ребенок в национальном костюме», «танцующий ребенок» и т.д.) 20 ноября 2018 в 04:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.