Костял Надежда Евгеньевна, воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"

Картотека дидактических игр по поликультурному воспитанию дошкольников


 


 

1.  «Наши соседи»

Цель: Формировать знания о народах, живущих на Дальнем Востоке; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей.

Ход игры: Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное  блюдо и государственный  флаг),  соответствующие определенной национальности.

Материалы: пирамида, состоящая из 4 граней и набор  картинок  с изображением элементов культуры  народов нашего города (национальный костюм, национальная кухня, народный орнамент и государственный флаг).

2.  «Путешествие по сказкам»

Цель:  Закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках.

Ход игры:  При помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки, Буратино, Петрушки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка (Буратино, Петрушка), фишки.

3.  «Угадай, откуда я приехал»

Цель: закрепить  знания детей о разных народах.

Ход игры: в  группе поочередно появляются дети  в народных костюмах и  рассказывают  о различных странах, республиках. Остальные ребята должны угадать, откуда приехали гости.

В зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

4.  «Кто знает больше "волшебных" слов по…»

Цель: Закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Ход игры: Передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по - русски, второй – по – татарски и т.д.

5. «Магазин одежды»

Цель: Систематизировать знания детей о  национальном костюме  и  его элементах; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.

Ход игры: Дети - покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей - продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

 

6. «Вещи заблудились»

Цель: Закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Ход игры:  детям предлагается соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов.

7. «Чей орнамент?»

Цель: Назвать элементы национального орнамента.

Ход игры: По указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на  маленькой карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

8.  «Музей народных игрушек»

Цель: Систематизировать знания детей о русских  народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Ход игры: Исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившемся  народном промысле, поясняя, чем именно она ему понравилась.

Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, Елецкие кружева, валенки.

9. «Собери предмет»

Цель: Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур из частей; систематизировать знания детей о русских народных промыслах.

Ход игры: Воспитатель предлагает в помнить, какие русские народные промыслы они знают и собрать предмет из частей, лежащих в конвертах.

Материалы:  глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, кружева, валенки.

10. «Чей дом?»

Цель: Показать детям многообразие материальной культуры разных народов  на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Ход игры:  Воспитатель предлагает соотнести карточку с изображением жилища с карточкой  с изображением  человека  в национальном костюме.

Материалы: два вида карточек:  с изображением жилищ (изба, хата, юрта и т.д.) и людей в национальных одеждах (русский, украинец, казах и т. д.).

11. «Театр народного костюма»

Цель: Закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.

Ход игры: Дети делятся на три группы – творческие лаборатории.  Каждая группа определяет, костюм  какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения музыкальное сопровождение.

 

 

12.  «Сказка - загадка»

Цель: Закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Ход игры: Ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя.

Материалы: конверты с картинками с изображениями  персонажей сказок русского, народов Крайнего Севера (Нанайцы, эвенки, чукчи.

13.  «Найди пару»

Цель: Закреплять знания детей о костюмах разных народов; развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход игры: Дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах.

Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах.

14. Игра «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: Обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья по следующим разделам: «Название страны», «Географическое положение», «Музыкальные произведения», «Национальный танец», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальный костюм», «Литература», «Достопримечательности».

Ход игры: Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек. Дети выбирают карточку с названием страны и  во время движения по секторам ориентируются  на свою карточку.

Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, то необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Украина» — значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа).

На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов ближнего зарубежья.

Материал: Вырезанный из картона круг, разделенный на 9 секторов. В каждом секторе картинка, обозначающая характерные особенности  разных народов  («мальчик, читающий книгу»,  «музыкальный инструмент», «ребенок в национальном костюме», «танцующий ребенок» и т.д.)

20 ноября 2018 в 04:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.