Костял Надежда Евгеньевна, воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"
Доклад с презентацией "Кружковая работа в ДОУ как вариант преемственности дошкольного и шольного обучения"
25 апреля [чт]
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов: 1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности; 2. Педагогическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению 3. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. 4. Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.; 5. Организация кружковой работы 6. Взаимопосещение НОД и уроков в 1 классе 7. Работа с родителями Наш детский сад многие годы сотрудничает с МБОУ СОШ № 10. Вначале каждого учебного года администрацией садасоставляется план совместной деятельности по обеспечению преемственности и согласовывается с завучем школы. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно: 1. методическая работа; 2. работа с родителями; 3. работа с детьми. Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”. Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ый класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду. И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – все это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Весной ДОУ проводит День открытых дверей, на который мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Продуктивными условиями эффективности взаимосвязи ДОУ со школой будет постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; долгосрочность сотрудничества; наличие плановости и системы в работе; реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы. Но проблемы преемственности существуют и они различны. И один из вариантов решения этих проблем мы считаем это организация и проведение кружковой работы. Поскольку на наш взгляд кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ. В нашем Доу проводятся кружки: 1.Кружок «Всезнайка» по подготовке детей к школьному обучению (2 года обучения) 2. «Умные пальчики» 3. «Приглашение к творчеству» 2 года обучения 4. «Английский язык для дошкольников» 2 года обучения 5. ЛФК 6. «Звонкие голоса» 7. «Радуга детства» Кружки в детском саду разнообразны и проводим мы их с различными целями: -Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка - Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы. - Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций. Таким образом, наши дети овладевают не только определенными ЗУН, но и готовы к школьному обучению, а именно. У детей сформирована: 1. психологическая готовность к школьному обучению (необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников) 2. Интеллектуальная готовность (запас знаний, ориентировка в окружающем мире, желание узнавать новое, любознательность, развитие речи и т.д.) 3. Высокая мотивационная готовность (любит книги, умеет решать кроссворды, задает много вопросов, любознателен) 4. Эмоционально-волевая готовность (способность управлять своими эмоциями, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, умения подчинять свои действия заданному правилу, стремление к достижению результата своей деятельности, организовывать рабочее место и поддерживать его в порядке) 5. Коммуникативная готовность (играть и общаться со сверстниками, взрослыми, быть включенным в детский коллектив, жить по его правилам, быть доброжелательным) 6. Физическая готовность (помимо укрепления здоровья это и развитые мелкие группы мышц, развитие анализаторных систем, готовность к учебным нагрузкам) Развивая личность ребенка, кружковая работа еще и помогает легче адаптироваться ребенку к школе. Это касается не только кружковой работы социально-познавательной направленности («Всезнайка»), но и художественно-эстетической – для получения приемлемого результата собственной деятельности дети учатся усидчивости, планированию своей деятельности, им приходится договариваться друг с другом и усваивать определенные нормы. Все эти умения и есть базовые при переходе к новому виду деятельности – обучению. В процессе деятельности у ребенка меняется социальная позиция, теперь он становится учеником, происходит смена ведущей деятельности, ребенку легче справиться с новыми возникающими специфическими реакциями – страх,слезы, срывы. Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.